Период развития языка
ребёнка в процессе речевой практики.
Параллельно с развитием речи ребёнка происхо-
дит и развитие мышления. Некоторые авторы
счита-
ют, что развитие мышления обусловило
необходи-
мость более точного выражения
сформированных понятий. Это толкает
ребёнка к овладению точными значениями
слов языка, его морфологией и синтак-
сисом, к совершенствованию фонетики своей
речи.
Когда речь ребёнка освобождается от
опоры на воспринимаемую ситуацию,
на жест или на действие, это символизирует
начало нового периода речевого развития
- периода развития языка ребёнка в про-
цессе речевой практики. Этот период начинается примерно с двух с половиной лет и завершается к шести годам.
Главной особенностью данного
периода является то, что речь
ребёнка в эту пору развивается в процес-
се речевого общения, отвлеченно от
конкретной си-
туации, что определяет необходимость
развития и совершенствования более
сложных языковых форм.
Более
того, речь для ребёнка начинает иметь осо-
бое значение. Так, взрослые, читая
ребёнку неболь-
шие рассказы и сказки, предоставляют ему
новую информацию. В результате речь
не только отражает
то, что уже известно ребёнку из
собственного опыта, но и открывает
то, что ему ещё не известно, вводит
его в широкий круг новых для него фактов
и собы-
тий. Он сам начинает рассказывать, иногда
фантази-
руя и
очень отвлекаясь от реальной ситуации.
С полным основанием можно полагать,
что на данном этапе речевое общение
становится одним из основных источников
развития мышления у ребёнка.
Если на предшествующих этапах отмечается
доми-
нирующая роль мышления для развития речи,
то на данном этапе речь начинает
выступать в качестве одного из
основных источников развития мышления, которое,
развиваясь, в свою очередь формирует пред-
посылки для совершенствования речевых
возмож-
ностей ребёнка. Он должен не только
усвоить мно-
жество слов и словосочетаний, входящих в
лексику языка, но и научиться
грамматически правильно строить
свою речь.
В этот период речевого развития
ребёнка в про-
цессе речевой практики можно выделить три
этапа развития его речи.
Первый этап развития речи
ребёнка, связанный с практическим обобщением языковых фактов.
В возрасте от 2,5 до 4,5 лет ребёнок не задумы-
вается о морфологии или синтаксисе языка.
Его весь-
ма значимые успехи в овладении языком
связаны с практическим
обобщением языковых
фактов. Эти практические обобщения
не являются сознательными грамматическими понятиями, поскольку
они представляют собой «построение
по образцу», то есть основаны на воспроизведении ребёнком
уже известных ему слов. Основным
«источником» новых слов для него
являются взрослые. В своей речи ребё нок начинает активно использовать слова,
услышанные от взрослых. Например, достаточно
часто отмечаются случаи, когда в речи ребёнка
звучат бранные
и даже нецензурные слова, случайно им
услышанные
и смысл которых он совершенно не понимает. Таким образом, получается, что чаще всего
своеобразие лексики ребёнка
определяется теми словами, кото-
рые являются наиболее употребительными
среди его ближайшего окружения, в
его семье.
Вместе с тем речь ребёнка не
является простым подражанием.
Ребёнок проявляет и творчество в формировании
новых слов. Например, желая сказать «совсем
маленький жираф» ребёнок точно так же,
как и взрослые строят неологизмы, говорят по аналогии «жирафлёночек».
Следует отметить, что для данного
этапа развития речи ребёнка, так же как и для
предыдущего
(речь идёт о периоде младенчества - до 2
лет), харак-
терно наличие нескольких стадий.
Второй этап развития речи
ребёнка, связанный с формированием у него логического мышления.
Эта стадия развития речи ребёнка начинается в возрасте
4 - 5 лет и характеризуется тем, что разви-
тие его речи теперь тесно связано с
формированием
у
него рассуждающего логического мышления. Ребёнок
переходит от простых предложений, в большинстве
случаев ещё не связанных друг с другом, к сложноподчинённым
предложениям. В формируемых
ребёнком фразах начинают дифференцироваться
главные, придаточные и вводные предложения. Оформляются
причинные («потому что»), целевые («чтобы»),
следственные («если») и прочие связи в предложениях,
из которых состоит речь ребёнка.
Однако с семантической стороны речь
ребёнка в
этот период её развития остаётся относительно бедной.
Значения слов недостаточно точны: порой
они
слишком сужены ил, наоборот, чрезмерно широки.
Другая существенная особенность данного периода
состоит в том, что дети с трудом могут
сделать
речь предметом своего анализа. Например, ребёнок,
практически отлично владеющий звуковым составом
языка, до начала обучения чтению с огромным
трудом справляется с задачей произвольного разложения
слова на звуковые компоненты. Более
того,
исследования Лурия показали, что ребёнок испытывает
весьма значительные трудности даже при определении
смыслового значения слов и словосочетаний,
близких по своему звучанию («сын учителя» - «учитель сына»).
Третий
этап развития речи ребёнка, связанный
с
началом изучения языка.
Трудности предыдущего периода освоения
речи ребёнком преодолеваются лишь в
ходе следующего,
третьего этапа - развития речи в
связи с изучением языка.
Этот этап речевого развития начинается в
конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются уже при изучении родного языка в школе.
Развитие внутренней речи
Внутренняя речь - вид речи, обеспечивающий процессы мышления и саморегуляции поведения.
Развитие
речи самым тесным образом связано с развитием
мышления. Эта взаимосвязь прежде всего проявляется
в процессе формирования внутренней речи.
Именно она позволяет оперировать «понятиями». Первоначально эта речь обслуживает
автономную деятельность ребёнка по решению
практических задач в
наглядно-действенном или наглядно-образном плане. Например, выполняя какую-либо
деятельность, ребёнок сопровождает свои действия
словами. Первоначально эти слова
произносятся вслух, затем в виде внутренней речи. Так, придвигая
стул к столу, в
большинстве случаев он произносит про себя название предметов, которыми пользуется,
т.е. он говорит «стул», «стол».
Эта речь во внешней, словесной
форме фиксирует результат деятельности, способствует
сосредоточению и сохранению внимания ребёнка на
отдель-
ных моментах деятельности и служит
средством управления
кратковременной и оперативной памя-
тью.
По своему содержанию речь ребёнка
обращена на самого себя, то есть является эгоцентрической.
Постепенно эгоцентрические речевые
высказывания переносятся на саму
деятельность и начинают выполнять функцию планирования. Затем этап
плани-
рования полностью становится внутренним,
а эгоцентрическая
речь постепенно исчезает и замещается внутренней. |